ФОТОГРАИИ. ИСТОРИЯ ТУРКМЕНИСТАНА  

Туркменистан: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Археологические раскопки показывают, что в Туркменистане, в пределах его нынешней территории, человек жил уже 300 тыс.лет тому назад. Ученые полагают, что Каспийское море, которое было гораздо шире чем сейчас, начало высыхать и отступать, и этот процесс повлиял и на возникновение пустыни Кара-Кумы. В те времена, особенно в период неолита, в южных районах ненешнего Туркменистана преобладало сельское хозяйство, в то время, скотоводство и рыболовство были развиты на севере. Из реликтов, найденных на территориях Тоголак-Тепе, Чопан-Тепе и Геоктепе, видно, что первое поселения людей на территории Туркменистана появилось между 7000 и 5000 годами до нашей эры.

С 8 по 6 век до нашей эры юго-западный Туркменистан был засeлен племенами хазаров и даков, северо-восток - массагетами, нижние устья Амударьи (Оксус) - хорезмийцами, долина Мургаба - маргианами, а северные склоны Копетдагских гор - парфянами.

В 334 году до н.э. император Македонии Александр Великий, пришёл на территорию Туркменистана и разгромил существовавшее в те времена здесь Ахеменидское государство. В 330-329 г.г. до н.э. он завоевал западную часть территории Туркменистана и Парфию. Александр Македонский, захвативший много земель на данной территории, не пытался завоевать северный Туркменистан и Хорезм того времени. Когда его господство на территории Туркменистана подошло к концу и после его смерти разрушилась империя. Селеукос, один из его командующих зедесь некоторое время продолжал править. Желание обоих, Александра и Селеукоса, распространить культуру Македонии на этих землях встречалось местным населением с большим недовольством, и в середине третьего столетия до н.э. период правления Македонии закончился, а в 247 г. до н.э. было создано Парфянское государство.


Столицей Парфии стал замок Нисса, недалеко от села Багир, расположенного в 5 километрах к западу от сегодняшнего Ашхабада. Крепость Нисса была воздвигнута из глины, имела 43 башни и располагалась на площади в 14 га. Только несколько реставрированных реликвий замка сохранились до настоящего времени. Почти две тысячи лет назад эта крепость была разрушена сильнейшим землетрясением.


Парфяне завоевали юго-восток Каспия и земли, включавшие в себя Сирию и Палестину. Пользуясь тем, что территория Туркменистана находилась вдоль трассы Шелкового пути, парфяне вели активную экономическую и торговую деятельность, возводили города. Во времена правления короля Митридата I была отчеканена первая парфянская монета из серебра ("драхма"). Археологами найдены чаши в виде рога из слоновой кости в старом замке Нисса. Ритоны, созданные парфянскими художниками в тот период были предметом особого интереса, сюжеты, изображенные на них рассказывают о событиях того времени.


В парфянский период особо была развита сельскохозяйственное производство -выращивалась пшеница, ячмень, рис, хлопок и фрукты. Одной из наиболее важных черт парфянского периода было использование арамейской письменности. Парфянское государство, просуществовавшее 470 лет, разрушилось в 224 г. н. э.

Другая из культур, процветавших в Туркменистане, возникла на территории Хорезма. Время существования Хорезмского государства, почти, соответствует тому же периоду времени, что и Парфия. Старый Хорезм, основанный на севере территории современного Туркменистана, имел важные экономические и культурные центры, такие как - Калалигир, Куйзелигир, Топраккала, Акчагелин, Шахсенем и старый Вас. Хорезмийцы соорудили сложные по конструкции водные каналы, именуемые Черменьяп и Довдан, имели высокоразвитое сельское хозяйство. Как и парфяне, хорезмийцы чеканили свои монеты и имели свою письменность, именуемую Гангли.

На месте прекратившего в 3 веке свое существование Парфянского государства в южном Туркменистане, начался короткий период правления Сассанида. Во второй половине пятого столетия здесь господствовала другая группа - Эфталитов. Это стало началом тюркского господства в Туркменистане. Фактически, шестой век в Туркменистане известен как век Тюркских Каганов.

Арабы пришли в Туркменистан к середине 7 века. В то время правители Мерва, Абиверда и Ниссы сдались арабам без сопротивления, народ Сарахса покорился только после долгой и кровавой борьбы. Арабы завоевали западный Туркменистан и территорию Хорезма, также после кровавых битв и поработили все современную территорию Туркменистана. В период правления арабов, мусульмане сначала были освобождены от налогообложения, но позже все население облагалось налогами. Поскольку, арабы свою культуру сделали доминирующей на этой территории, началось исчезновение других культур и искусств.

Деспотический стиль правления арабов привел к народному сопротивлению. Первое восстание против арабов произошло в 776 году под руководством народного патриота Муканна, выходца из Мерва. Это восстание, центром которого была Трансоксиана, было подавлено в 783 году, а Муканна, чтобы не сдаваться, бросился в огонь. В девятом веке правление арабов в Туркменистане подходит к концу и на их место приходят Тахириды и Саманиды. Газнавиды, появившиеся в 10-ом столетии, положили конец правлению Саманидов и дали начало своей собственной эре.

Первой столицей Сельджуков, которые создали государство Гуз, был Енгикант, возведенный вдоль реки Сыр-Дарья (Джаксартес). Сельджук, сын Такак Бега, который правил гузским кланом Кынык, поселился на территории Джента в середине 10-го века и принял Ислам, как и другие кланы на этой территории. Обьединившись к концу 10 века с другими кланами Гуззов, Сельджук-Бег создал мощное государство. Поскольку Гуззы становились всё сильнее и сильнее, Газнавиды обьявили войну Сельджук-Бегу.

После долгого периода сменяющих войну и мир между Газнавидами и Гуззами, продолжавшихся много лет, Газнавиды потерпели тяжелое поражение в Данданакане от Тогрул - и Чагры-Бегов, внуков Сельджука Бега. После битвы при Данданакане Гуззов начали называть Сельджуками, по имени Сельджук-Бега, а не Гуззами или Туркменами.

После поражения Газнавидов, территории населявших Сель-джуками простирались от Трансоксианы до Хорезма. Позднее они завоевали Иран, дошли до Ирака и Анатолии. Недовольные экспансией Сельджуков, в 1055 году Аббасиды напали на Сельджуков, но потерпели поражение, и Сельджуки захватили Багдад. Считая, что вражда между двумя мусульманскими государствами может нанести вред Исламу, Сельджуки и Аббассиды обьединились в борьбе за распространение идей Ислама под руководством Сельжуков.

Настоящий основатель государства Сельджуков Чагры-Бег умер в 1059 г. в Мерве, а Тогрул-Бег - в 1063 г. в г. Рее, но Тогрул-Бег объявил Алпарслана, сына своего старшего брата Чагры-Бега, султаном перед своей смертью и своим наследником. Вслед за этим событием, явившимся одним из лучших примеров преданности в истории Турков и Туркмен, Султан Алпарслан и его сын Маликшах подчинили Центральную Азию, Западную Азию и Анатолию под свой контроль и превратили государство Сельджуков в одно из самых мощных государств в мире.

К концу 11-го века империя Сельджуков раскололась на две части: Восточных и Западных Сельджуков. Последние правили в Анатолии, Ираке и Сирии, а первые - в Иране, Хорасане, Туркменистане, Трансоксиане и Афганистане. Правление Султана Санджара стало последним могущественным периодом государства Сельджуков, которое начало разрушаться после того, как он умер в 1157 г. вслед за ссорами, вспыхнувшими среди туркмен в последние годы его правления.

Как и другие предшествующие цивилизации, Сельджуки уделяли большое внимание сельскому хозяйству и скотоводству и ввели систему арендной платы, чтобы обеспечить более продуктивное использование земли. Они наладили дисциплину в армии, которая постоянно была в движении, и создали надежную основу для экономики и торговли. По маршруту Шелкового Пути построены караван-сараи, значительно повысив его торговый потенциал. Вдобавок к обмену товарами в торговле каждый султан имел свои собственные отчеканенные деньги и вносил живую струю в торговую жизнь.

В период правления Сельджуков и Хорезмшахов с XI по XIII века на территории современного Туркменистана была высоко развита культура. Мечети, мавзолеи и другие красивые здания, построенные здесь, представляли наиболее ценные работы того периода. Среди них Мавзолей Султана Санджара, построенный в 1140 году Мухаммедом Атсызом, является выдающимся произведением архитектуры. Мавзолеи Иларслана, Текеша и Фахреддина Рази, построенные в Гургандже, являются лучшими образцами тюрко-исламской цивилизации. В этот период также высоко были развиты керамика, ювелирное производство и другие работы по металлу. Академия Мазмуна в Гургандже, столице Хорезма, была основным центром науки. Город Мерв также был центром науки и культуры и, согласно источникам, в городе действовали 10 публичных библиотек. В этот период в Туркменистане великие поэты, писатели, музыканты и мастера других видов искусств создавали свои выдающиеся произведения.

Во времена монгольского периода и правления Тамерлана многие туркменские племена, такие как - "Теке", "Салыр", "Ёмут", "Эрсари", "Сарык", "Гоклен", "Алили", "Човдур" расселились далеко за пределами Туркменистана в Иране, Ираке, Сирии, на Кавказе и Турции. Туркмены племени "Ак-гоюнлы" (белая овца) и племени "Гарагоюнлы" (чeрная овца), основавали новые государства в западном и северном Иране и в восточной Анатолии в 13-16-х веках. Согласно историческим источникам, Байрам Хан, проживавший в Индии достиг там большой славы, выходцем он был из туркменской племени "Гарагоюнлы".

Хорезмшахи, имевшие далёкое прошлое в Туркменистане, начали возрождаться в X веке. Их столицей был Гургандж (Старый Ургандж) недалеко от г. Дашховуза на севере современного Туркменистана. Хорезмшахи, которые пользовались правом автономии в период господства Сельджуков, успели оставить свой след в экономической и социальной жизни и достигли высокого уровня развития. В годы правления Ануш Тегина, Кутбеддина Мохаммеда, Адсыза и его сына Иларслана Хорезмшахи расширили свои границы от Оксуса до Ирака, особенно в 10-12-е века.

Во время правления Султана Джалаледдина Хорезмшаха, были захвачены Иран, Ирак, всю Центральную Азию, Казахстан и Северную Индию и стали самым крупным государством на Востоке. Они создали цивилизацию, превосходившую их современников в культуре, искусстве и архитектуре. Эта цивилизация, где искусно обрабатывалось стекло, оказывала постоянное влияние на архитектуру. Академия Магмулл в Гургандже была одним из главных центров науки того времени. Авиценна, который, изобрел 700 лекарств и оставил свой след в истории мировой фармакологии, великий математик Аль-Бируни и другие знаменитые учёные, такие как Аль-Хорезми и Аз-Самани учились в этих учреждениях науки.

Пользуясь внешними и внутренними беспорядками, возникающими на земле Хорезма, в конце 1219 года монголы начали свое наступление. Хорезм-шах Мохаммед II собрал военный совет, чтобы обсудить ситуацию. Отвергнув предложение, с точки зрения защиты населения было бы более приемлемым противостоять врагу на берегах Джаксартеса, шах решил, что каждый город будет защищаться от монголов в отдельности. Такое решение оказалось более выгодным для монголов. Армии Чингиз Хана быстро опустошили такие города как Отрар, Бухара и Самарканд. Хорезмшах, бежал на остров Абескун в Каспийском море и там умер. Незадолго до своей смерти он приказал Джелаледдину стать хорезмшахом.

Пока монголы продолжала продвигаться по земле Хорезма и захватывать города Хорезма, Джелаледдин Хорезмшах вступил в бой, чтобы защитить Гургандж. Однако, из-за того, что Туркан Хатун в столице не позволил ему командовать в этом деле, он отступил на юг и там нанес поражение передовым частям монгольской армии, вторгшихся на эту территорию. В 1221 году монгольские войска под командованием сыновей Чингиз Хана Чучи, Чагатая и Октая атаковали Гурнандж с четырех сторон и после шестимесячной войны захватили город. Определенные источники утверждают, что в течение этой войны монголы уничтожили около одного миллиона человек.

Туркмены, узнавшие о резне, учиненной монголами, организовали в южном Туркменистане линию обороны, но сдержать её не смогли, отступив в Центральные Каракумы. Они не приняли власть монгол и боролась под руководством туркменского Бука-Бега с ними.

Начав борьбу против монголов с шеститысячной армией, сформированной им в афганском городе Газна, Джелаледдин выиграл первую битву, но 24 ноября 1221 года потерпел поражение от монголов под командованием самого Чингиз Хана. Несмотря на это поражение, не теряя веры, Джелаледдин некоторое время оставался в северной Индии, затем вернулся в свою страну и продолжил борьбу против монголов.

После того, как Джелаледдин был убит в одном из походов в 1231 году, монголы положили конец государству хорезмшахов. Набеги монголов стали причиной многих перемен в экономике и жизни народа в Туркменистане и Хорезмском государстве. Библиотеки, плотины, мечети и научные учреждения были разрушены, а сотни тысяч людей безжалостно уничтожены.

Некоторые туркменские кланы, пережившие эти ужасы, спаслись от вымирания, перекочевав в различные места. Согласно историческим источникам, клан Кайю, состоящий из около 400 семей, руководимый Эртогрулом Гази (1188-1281), одним из основателей османского государства, покинул Туркменистан и поселился в местечке, которое сегодня в Турции называется Сёгут. Туркмены, принявшие эту землю, как свою новую родину, позднее основали османское государство под предводительством Османа Гази (1299).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Продолжение.
СТИХИ
ИНТЕРНЕТ О ШИРАЛИ. ИНТЕРВЬЮ.
ИНТЕРНЕТ-АДРЕС
ГОСТЕВАЯ КНИГА

Используются технологии uCoz